Классификация наук - это раскрытие взаимной связи S. на основе определенных принципов и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения (или серии) S. Помимо принципов классификации С., графические, в том числе табличные, способы его изображения также играют важную роль.

Принципы классификации наук
Отношения науки определяются предметом С. и объективными отношениями между различными ее сторонами; методом и условиями познания предметов С.; целями, с помощью которых генерируется и обслуживается научное знание. С эпистемологической точки зрения принципы классификации S. подразделяются на объективные, когда связь S. выводится из связи самих объектов исследования, и субъективные, когда классификация S. основана на характеристиках предмета. С методологической точки зрения принципы классификации С. разделяются в соответствии с тем, как понимается взаимосвязь между науками; как внешние, когда науки располагаются только рядом друг с другом в определенном порядке, или как внутренние, органические, когда они обязательно выводятся и развиваются одна из другой. В первом случае имеет место принцип координации; ее схема A?B?C и т.д.; во втором случае - принцип подчинения, ее схема A...B...C... и т.д. (здесь буквами обозначены отдельные науки, вертикальными линиями — резкие разрывы между науками, точками — взаимные переходы между науками).

С логической точки зрения классификация S. основана на различных аспектах общей связи S., которые характеризуют начальную и конечную точки основного ряда S. Таковы два принципа расположения С. по порядку: убывающая общность — от общего к частному и возрастающая конкретность — от абстрактного к конкретному. Согласно принципу соподчинения, С. расположены в порядке развития от простого к сложному, от низшего к высшему. Здесь основное внимание направлено на точки соприкосновения и взаимного проникновения наук. Возможны другие аспекты освещения различных сторон общей связи H. с формированием соответствующих принципов (например, от эмпирического описания к теоретическому объяснению, от теории к практике и т.д.).

Классификация содержания рассматривает связи между науками как выражение или как результат:

1) движение знания от общего закона к частным признакам или от Общих законов развития к частным законам природы и общества, что соответствует принципу классификации S., основанному на постепенном переходе от общего к частному;
2) переход знания от одной стороны предмета к совокупности всех его сторон, что соответствует принципу перехода от абстрактного к конкретному;
3) отражение в мышлении движения объекта от простого к сложному, от низшего к высшему, что соответствует принципу развития. Это последнее включает в себя движение и развитие знания как от общего к частному, так и от абстрактного к конкретному.
Диалектико-материалистические принципы, лежащие в основе марксистской классификации С., предполагают неразделимость принципа объективности и принципа развития (или подчинения). Эпистемологические, методологические (диалектические) и логические аспекты универсальной связи С. проявляются в их внутреннем единстве.